ДОНБАСС 1985

Таинство его песен

Почему его так любят, этого безголосого столичного мужика? В четвертый раз приезжает он в Краматорск. И снова – ажиотаж. Откуда такая популярность? В чем секрет успеха поэта, композитора, исполнителя своих песен Леонида Семакова?

Нет в нем ни особого артистизма, который обычно подкупает, ни модных сценических атрибутов. На гитаре играет весьма относительно. Но что-то, видимо, скрыто от взгляда. Что?

После первого концерта в нашем городе я вышла ошеломленная, совершенно сбитая с толку. Песни простые до банальности, но вцепились в душу – не оторвешь. Приросли намертво.

Голос у Л.Семакова весьма своеобразный. Да что там говорить – скрипучий, как старое дерево в непогоду. Имел ли он вообще право с таким голосом выходить на сцену? Не боялся ли обесценить свои песни? А его руки – руки землекопа, биндюжника. Какой же уверенностью должен обладать человек, взявший в такие руки гитару?

А он – актер. В прошлом. Играл на Таганке. Еще тогда, с Высоцким. Но "не дано, ой, не дано..." было состариться на театральных подмостках. Сегодня он вольный художник. А сцена осталась – для песен.

Песни Л.Семакова очень певучи, меж тем, как сам автор текст не поет, а выговаривает. Мелодия заложена в стихах, она звучит изнутри. Удачное ритмическре решение, богатая палитра музыкальных оттенков делают песни московского барда легко ложащимися на слух.

У Л.Семакова своеобразная трактовка песен о любви. Иные мне напоминают горную дорогу в тумане: на каждом повороте – неожиданность. Однажды, на фестивале авторской песни "Большой Донбасс" в Славяногорске, на сцену вышла девушка из донецкого клуба любителей авторской песни. Она исполнила одну из песен Леонида Семакова, который был почетным гостем фестиваля. Истинно славянский, русский напев растекался в прохладном сентябрьском воздухе. Похоже, и для автора это был сюрприз – он расцеловал девушку прямо у микрофона. Музыкальность его стихов, наверное, и есть один из секретов зрительского к ним интереса.

Судьба не баловала Л.Семакова: пропустила через себя, как через мясорубку. Но человеческая натура непредсказуема. Может расколоться сразу, а может и закалиться, тогда – крепче брони. Семаков закалился. И непростую жизнь свою вложил в песни.Чувствуется, что каждый стих в чем-то – пережитое, каждым – переболел. Потому-то они так весомы.

Но чем особенно завораживает нас поэт-певец, так это жизнелюбием. Оно – в каждой строке. Ему есть что сказать. Он знает цену времени, быстротекущим дням, и в то же время с легкостью их тратит. И хотя та, о которой мы с долей почтения говорим – судьба, и переехала биографию актера, оптимизм никогда не покидал Семакова. "Я к цыганке не пойду ворожить: все дела мои и так хороши..." – поет бард.

Пьянящее упоение жизнью – вот, пожалуй, вторая разгадка тайны. Тематика песен Леонида Семакова на первый взгляд кажется простодушной, незамысловатой. Старые, затасканные проблемы. Жанр бытовой песни. Но далеко не всем, пробующим себя в авторской песне, этот жанр удается. Сложность, по-видимому, в том, что художнику удается найти такие краски для рисунка бытия, чтобы нормальный потребитель по-новому увидел истину и унюхал фальш. Выдержать точный баланс – и есть искусство жить и творить.

Ну, вот мы и разложили вроде бы все по полочкам. Но меня не покидает чувство озадаченности. Что-то, видимо, лежит еще глубже. Может, это и есть тот самый художественный черт, до которого мы так и не добрались? Он-то и дергает слушателей за невидимые нити, которые сплетаются в один трепещущий очарованием узел. С этим "узелком" чувств я уже не раз оставалась после песенных вечеров Леонида Семакова, но развязать который попыталась разве что в этой заметке.

И.Абросимова, инженер.
(Газета "За технический прогресс" Новокраматорского маш. з-да, апрель 1987 г.)

ДОНБАСС 1987

ДОНБАСС 1983

ДОНБАСС 1980


Главная страница